Понятия со словосочетанием «культовое значение»

Связанные понятия

Священная гора — гора или холм, имеющие религиозное или культовое значение в некоторых религиях и верованиях.
Ритуальный археологический комплекс(ritual archaeological complex) — комплекс жертвенных вещей, ритуальных остатков/останков, культовых сооружений и предмета поклонения, являющихся результатом действий, связанных с магической или религиозной практикой.
Храм огня — религиозное сооружение, предназначенное для отправления культа в зороастризме.
Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
Индуистская архитектура — храмовое зодчество, монастыри, мавзолеи и другие архитектурные культовые сооружения индуизма. Традиционные каноны по строительству и проектировке содержатся в особом классе индуистской литературы — Васту-шастрах («Манасара» и другие), с ними связаны Шилпа-шастры, посвященные сопутствующим строительству вопросам (скульптура, живопись). Она уходит своими корнями во времена Индской цивилизации, однако ключевые элементы индуистского искусства и архитектуры зарождаются только...
Погребальный инвентарь — археологический термин, означающий совокупность предметов, сопровождающих захоронение. Возникновение погребального инвентаря относится, самое позднее, к эпохе верхнего палеолита. В том или ином виде погребальный инвентарь встречается в большинстве человеческих культур на протяжении всей истории вплоть до современности. В археологическим плане погребальный инвентарь, как и все прочие аспекты погребального обряда, служит важным критерием принадлежности к той или иной культуре...
Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Сполии (лат. spolia, букв. «трофеи») — элементы декора, особенно колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений (как правило, языческих храмов) и использовались при строительстве новых зданий (как правило, храмов христианских).
Букраний, множественное число букрании (др.-греч. βουκράνιον — «череп быка») — часто употребляемый орнамент в классической архитектуре, изначально появляется в дорическом ордере и как правило размещался в метопе фриза, впоследствии вновь вводится в обращение в эпоху ренессанса. Однако есть основания предполагать, что в античную культуру Древней Греции этот элемент был перенесён ещё из доисторической эпохи и с других географических пространств. Это можно обосновать артефактами, найденными на территории...
Ближневосточный неолит — первый исторический очаг неолитической культуры, сложившийся на Ближнем Востоке около 9500 г. до н.э., который впоследствии привел к появлению других неолитических центров (балканский неолит и джейтунская культура в Средней Азии), а также первых цивилизаций Шумера и Древнего Египта. Материнской культурой ближневосточного неолита является Натуф.
Адзэку́ра (яп. 校倉) — японский стиль синтоистской храмовой архитектуры. Основные постройки представляют собой деревянные свайные сооружения с обходной галереей, предназначение которых — хранение зерна и культовые обряды, связанные с завершением полевых работ. То же название носит зернохранилище, расположенное на площади — кура («житница») — массивный, высокий, не имеющий окон сруб, составленный из пересекающихся на углах, трёхгранных больших брёвен, не имеющий постоянных лестниц.
Мугхона Мукхона Мутхона, тадж. Muğhona, — дословно: «дом мага» — культовые погребальные наземные сооружения из каменного материала в некоторых регионах Центральной Азии. Термин — сложносоставное слово, первая часть которого — муг мук мут — происходит от персидского маг (перс. مغ‎ , зороастрийский жрец, он же мобед); вторая часть слова — от таджикского тадж. hona — хона или иногда хана — «дом», «жилище», «обитель», «место».
Культ огня — поклонение в той или иной форме священному огню, известное с древнейших времён у различных народов и в различных религиях, в первую очередь распространённое среди индо-иранских народов, однако встречавшееся и у многих европейских — от ирландцев до римлян.
Священный источник, итал. Pozzo sacro — культовый объект нурагической культуры бронзового века на Сардинии.
Чуринга — предмет культа у австралийского племени арунта, обитавшего в Центральной Австралии.
Ка́пище (святилище, устар. идолище, жрище, поганище, кумирня) — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм. У восточных славян...
Кива — церемониальное сооружение индейцев юга и юго-запада США. Термин обычно применяется к сооружениям такого рода культуры пуэбло и предшествовавших культур древних пуэбло — Анасази, Могольон, Хохокам и Патайян.
Культура пещер, в которой прослеживается заметное влияние восточных культур, была распространена в центральной части Испании около 4000 — 3000 гг. до н. э. Названа так потому, что большинство материалов данной культуры обнаружено в пещерах.
Культу́ра штрихо́ванной кера́мики — балтская археологическая культура железного века (VII век до н. э. — V век н. э.), расположенная на территории восточной Литвы, юго-восточной Латвии, а также северо-западной и центральной Белоруссии. Разделяется на ранний и поздний периоды. В позднем периоде культурные изменения связаны с широким распространением металлургии и контактами с Римской империей, а также расширением ареала культуры на юго-востоке и влиянием зарубинецкой культуры.
Лу́нница — бронзовое, серебряное, реже золотое украшение в виде полумесяца. Отличается большим разнообразием форм, декора, ювелирных техник, приёмов и значения в составе костюма. Составляет элементы различных предметов личного убора. Форму лунниц могли иметь серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора и другие. Один из самых распространённых типов украшений. Лунницы известны с позднего бронзового века. Были в обиходе у многих земледельческих народов Европы и Азии, включая Древний...
Культура Шумера — одна из наиболее ярких культур Двуречья, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетиях до н. э., когда она достигла очень значительного расцвета. Это время укрепления экономики Шумера в его политической жизни. Развиваются ирригационное земледелие и скотоводство, бурно расцветают различные ремёсла, продукция которых, благодаря широко развившемуся межплеменному обмену, распространяется далеко за пределы Двуречья. Устанавливаются связи с долиной Инда и, вероятно, с Египтом. В общинах...
Наиск (лат. Naïskos, др.-греч. ναϊσκος) — небольшой храм в классическом стиле с колоннами или пилонами и треугольным фронтоном. Наиск часто встречается в качестве художественного элемента храмов, например, в Эгире или Дидиме, в архитектуре малых форм на древнегреческих кладбищах в качестве надгробных рельефов или ниш, как, например, на кладбище Керамик в Афинах и на наисковых вазах в краснофигурной вазописи. Внутри наиска обычно изображался усопший. В Лувре представлены скульптурные изображения наисков...
Амри — археологический памятник на территории современного Пакистана. Является характерным для так называемой культуры Амри, предшествовавшей хараппской цивилизации во многих местах.
Нураг, или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами.

Подробнее: Нураги
Культура серой расписной керамики — археологическая культура железного века, существовавшая в долине Ганга в период около 1100—350 гг. до н. э. В ряде мест сосуществовала с культурой чёрной и красной керамики, в ряде мест наследовала ей. Предположительно соответствует позднему ведийскому периоду. Наследником данной культуры является культура северной чёрной лощёной керамики начиная примерно с 500 г. до н. э.
Мле́ччха (санскр. म्लेच्छ, mleccha IAST, «варварский») — термин, которым в Древней Индии называли представителей иных религий и культур. В Древней Индии термин млеччха имел схожее значение со словом варвар в Древней Греции и Риме. Так как чужеземцы не следовали ведийской религии, арии называли всех иностранцев млеччхами. Млеччхи не принадлежали ни к одной из четырёх варн древнеиндийского общества и потому имели крайне низкий социальный статус. Термин млеччха не упоминается в Ведах и впервые встречается...
Скандинавский (северный, североевропейский) бронзовый век — название археологической культуры или группы культур бронзового века в доисторической Скандинавии, которое ввёл в обиход Оскар Монтелиус. Термин охватывает период 1700—500 гг. до н. э., а памятники встречаются вплоть до территории Эстонии. Наследует культурам позднего неолита. Этнический и языковой состав неизвестен ввиду отсутствия письменных памятников, однако наблюдается культурная преемственность с последующими германоязычными культурами...
Рюкюская религия — это система убеждений коренного населения островов Рюкю. Хотя конкретные легенды и предания могут незначительно отличаться от места к месту и острова к острову, в общем религия Рюкю характеризуется как язычество с культом предков, ценятся уважительные отношения к живым, мёртвым, богам и духам природы.
Пуук (puuk / puuc) — архитектурный стиль, характерный для классической эпохи майя VII—X веков (987—1194) периода Майяпанской лиги. Назван по именованию холмогорья Пуук на юго-западе Юкатана, где сосредоточены самые яркие памятники. Архитектура характеризуется множеством иконографических деталей, за что этот стиль ещё называют «индейским барокко».
Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень».
Хаманджия (рум. Hamangia) — археологическая культура эпохи среднего неолита, распространённая в историческом регионе Добруджа на территории Румынии и Болгарии до правого берега Дуная в Мунтении и на юге. Название происходит от с. Бая-Хаманджия, где обнаружен один из археологических памятников.
Храмовые книги (арм. Մեհենական գրքեր) — книги, существовавшие в языческих святилищах Армении, в которых записывались исторические события. Мовсес Хоренаци пишет, что сведения о древнейшем периоде армянской истории сохранялись в V веке не только в устном народном эпосе, но и в письменном виде при храме Арамазда в крепости Ани на Ефрате, «о чём достоверно повествует нам Олюмп - жрец из Хани, автор Храмовых историй».
Индуи́стский храм, или манди́р (санскр. मंदिर, mandira IAST, букв. «обиталище, жилище»), — место поклонения для последователей индуизма, понимаемое в качестве «дома Бога». Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности. Индуистский храм является моделью вселенной, воспроизводя своим святилищем, башней, бассейном и высаженным деревом мировые пещеру, гору, океан и древо. Традиционные каноны по их строительству, проектировке и дизайну содержатся в особом классе индуистской...
Либация (возлияние) является частью религиозного ритуала жертвоприношения. Либация является «бескровным» жертвоприношением (то есть жертвуются вино, мёд, вода и др.) и характерна почти для всех древних религий.
Го́пурам (или го́пура, санскр. गोपुरम्, gopuram IAST) — надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов, отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии. Служит в качестве входа в храмовый комплекс. Гопура имеет то же функциональное значение, что и гопурам — монументальное сооружение над проходом через ограду храма. Слово «гопура» используется в описании сооружений (храмовых комплексов) на территории Юго-Восточной Азии.
Калан — тямский кирпичный храм башенного типа, главный в храмовом комплексе. Считаются олицетворением горы Меру, священной в индуизме и буддизме. Сохранилось 24 группы тямских строений, каждая из них имеет как минимум один калан.
Эди́кула (уменьшит. от лат. aedis дом, храм, часовня), буквально означает небольшой дом или храм. В Древнем Риме слово имело два значения. Эдикулами назывались домашние священные уголки, в которых помещали небольшие алтари или статуи лар и пенатов, покровительствующих семье или домашнему очагу. Название эдикула использовалось также для обозначения небольшой ниши в бо́льших по размеру храмах, опирающейся на пьедестал, увенчанной фронтоном и окружённой колоннами. Именно в последнем значении слово используется...
Мусалла (араб. المصلى‎) намазгох, намазга (тадж. Намозгоҳ) — первоначально синоним мечети, затем — праздничная загородная мечеть, предназначенная для молитвы и жертвоприношения в праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам. Обычно намазгох представляет собой открытое место прямоугольной формы, посыпанное гравием или песком, со стороны киблы находится стена с михрабом. Традиция совершения праздничной молитвы в мусалле существовала в Средней Азии до начала XX века, а в других странах (например, в Иране...
Архитектура Древнего Египта - тип архитектуры цивилизации Древнего Египта, развившейся вдоль побережья Нила в условиях жаркого климата и определённого растительного мира. На протяжении многовековой истории отличается консерватизмом.
Утаки (яп. 御嶽 отакэ, буквально «священная гора») — священные места в рюкюской религии, где происходит поклонение предкам и богам. Могут представлять собой рощи, леса, столбы, горные вершины. Некоторые утаки совмещены с синтоистскими дзиндзя. Два утаки включены в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ингушская архитектура — искусство возведения ингушами монументальных жилых, оборонительных, культовых и других уникальных сооружений, а также совокупность всех данных объектов на территории исторического расселения ингушей, являющихся ярким свидетельством уникальной материальной культуры всего ингушского народа. Различных памятников истории и материальной культуры в Ингушетии насчитывается около 1500 объектов, из которых порядка 100 объектов являются конкретно башенными замкового типа средневековыми...
Арабская мифология — совокупность мифологических воззрений, верований и культов жителей домусульманской Аравии. Была распространена примерно в I тыс. до н. э. — нач. VII века н. э., после чего оказалась полностью вытеснена исламом.
Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Да́хма, или «башня молчания» (перс. دخمه‎, ˈdäχ-mä) — погребальное сооружение в зороастрийском религиозном обряде.
Косин (яп. 庚申) — японское народное верование, имеющее корни в китайском даосизме и распространённое в среде синтоизма и буддизма. В основе верования лежит идея шестидесятиричного цикла. Каждую шестидесятую ночь (в день обезьяны) проводятся коллективные бдения (косин-мати, яп. 庚申待), призванные воспрепятствовать выходу из тел последователей трёх духовных сущностей (санси, 三尸), которые должны докладывать верховному божеству обо всех проступках человека.
Список древнеегипетских богов — список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии. Для удобства список разбит на несколько таблиц.
Живопись индейцев до европейской колонизации была довольно разнообразной, служила как религиозным, так и прикладным целям. Живописные изображения создавались как сами по себе, так и в виде изображений на керамике, раскрашенных скульптур, настенных фресок и т. д.
Религио́зный культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я